?

Log in

Радуга

Мандалы. Теория: мандалы в народном творчестве, в архитектуре и искусстве

"С помощью мандалы человек существует как космический житель".
Хосе и Мириам Аргуэлес

Под катом многое из того, что я нашла по поводу мандал. Некоторые утверждения могут показаться поспешными или спорными.


«Мандала» - слово из санскрита, означающее "круг, диск, кольцо, область, общество, совокупность" и являющееся символом постоянного круговорота жизни.
Элемент построения мандалы - круг. По форме мандала совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы. Соответствует фигурам, заключенным в круг или квадрат, таким как годовой круг, зодиакальный круг, лабиринт, циферблат. Мандала - это образ или карта мира, средоточие космических сил. Мандала выступает как инструмент созерцания и концентрации, средство достижения особого психического состояния.
Круг всегда использовался для объяснения того, как творился наш мир, для нахождения и построения направления в пространстве. Круг был частью ритуалов, направленных на то, чтобы вызвать, направить, вместить или пригласить переживание божественного. Индейские мастера - создатели щитов начинали свою священную работу с танца в кругу, где они пели Создателю свои просьбы даровать им руководство в творчестве. Эскимосы вырезали круги на камне с повторяющимися ритмическими движениями в течение долгого времени для того, чтобы войти в транс. Дервиши кружатся для того, чтобы включиться в святость круга как проявления небесной гармонии.
После совершенных действий пространство внутри ритуального круга меняется от обычного к сакральному. И добро будет тому, кто синхронизирует свои действия с божественным планом.
Мандалы, о которых пойдет речь в этой книге, вобрали в себя силу и память традиций разных народов.

Буддийские мандалы

Когда произносят слово «мандала», обычно представляются буддийские ритуалы.


Буддийская мандала

Действительно, мандалы выложенные из цветного порошка, мелких полудрагоценных камней, окрашенных зерен, толченого мрамора на протяжении многих веков использовались и до сих пор используются в буддийских ритуалах. Считается, что узоры тибетских мандал излучают едва уловимые частоты, которые способствуют постижению высшего смысла в процессе медитации и жизни.

Каждый ритуал завершается разрушением мандалы. Монахи собирают песок, находящийся в ней, обладающий огромной очистительной силой, часть отдают людям, принимавшим участие в ритуале, другую часть относят к реке или океану, для того, чтобы распространить благословение по всему миру.

Славянское Божье око или Крестец

Как бы далеки не были от нас знания наших предков, все равно наши корни уходят именно в эти славянские обычаи и традиции, и отмахиваться от них — это все равно, что отрицать существующую связь поколений. А ведь согласно верованиям всех народов мира наши предки всегда находятся рядом с нами, готовые нам помочь. Возрождая традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Ведь наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний.
Наверное, у немногих из нас по наследству от бабушек или даже прабабушек остались вышитые самыми разными рисунками и фигурками полотенца-рушники, накидки на подушки, наволочки, пододеяльники, платки и блузки. Возможно, вы думаете, что все эти узоры — просто для красоты? Но это совсем не так. Все это — самые настоящие обереги, сильные и могущественные.

Божье око славяне плели тоже, как оберег для младенца и вешали над кроваткой или на любом месте, куда в первую очередь падает взгляд входящего в комнату человека. Считалось, что яркий красочный оберег притягивал внимание, и недоброе намерение или злые мысли, которые возможно нес в себе гость, оберег брал не себя, уберегая самого слабого в семье – младенца от негативного влияния. Часто на славянских оберегах вешались кисточки и помпоны.


Божье око

Для плетения брались березовые веточки, береза считалась счастливым солнечным деревом.
Кроме общеизвестного символа России, береза обладает энергией семейного оберега, семейного счастья. Береза считается самым щедрым деревом из подателей энергии. На черной березе славяне писали письмена богам и бросали в костер, чтобы огонь отнес эту информацию. После пожарищ, на выгоревших лесных урочищах, первыми зеленеют побеги березы, потому что именно ее семена прорастают первыми после страшных полыхавших пожаров. Энергия березы залечивает после обиды и восстанавливает чувства.

Крестцы плели за несколько тысяч лет до возникновения христианства, это был символ пространства, окружавшего человека со всех сторон. Человек был в центре картины мира, и отсчет шел от человека вовне "на все четыре стороны".

Тибетские Намка

Намка применялись в ритуалах добуддийской религии Тибета


Namkha

"Намка" (namkha) в переводе означает "пространство", это изделие не просто элемент интерьера, а оберег, отображающий пространство души человека. Намка плетутся по особым канонам, для плетения этого символа необходимы астрологические данные человека по тибетскому календарю. В соответствии с этими сведениями делаются расчеты, а после изготовления проводится ритуал, активизирующий силу намка в качестве талисмана и оберега.

Tsikuri и другие обереги индейских племен.

Понятие «цикури» (tsikuri) у индейского племени Уичоль означает «силу видеть и понимать неизведанное», возможно это ясновидение или очень сильная способность этого народа создавать и запечатлевать образы.


Шаман племени Уичоль.

Изначально цикури плелись обереги для ребенка. Когда в семье этого племени рождается ребенок, отец заплетал центральный «глазок». Каждый последующий год он вплетал в изделие по «глазку» и так по достижению 5-летнего возраста. Боги оберегали и исцеляли ребенка через этот амулет.
Когда испанцы начали теснить индейцев с родных земель и европейцы стали осваивать Америку, наступили тяжелые времена для индейских племен, многое из ценных навыков забылось и были безвозвратно утрачены. Возможно, старые мастера этого плетения могли рассказать сочетанием цветов и узоров мандалы целые повести, и так силен был заложенный в амулете образ, что любой мастер мог считать с узоров то, о чем думал другой мастер в момент плетения.

Мандала получила распространение за пределы племени Уичоль、и уже люди другого племя Навахо наряду с ритуалами по выкладыванию песчаных мандал, начали плести 8-конечные обереги、вписанные в круг.
Индейцы Навахо, известные своими мастерицами в плетении и ткачестве, рассказывают занимательную легенду о том, как их народ научился ткать. Женщина-паучиха научила женщин племени Навахо ткать на станке, сделанном по указаниям мужчины-паука. Станок был создан из небесных облаков, тяжести земли, теплоты солнца, остроты молний, с использованием кварца, угля, бирюзы и раковин жемчужницы.
Когда в семье рождалась дочка, все время, пока она росла мать периодически терла ее плечо паутинкой. Этот простой ритуал должен был сделать девочку неутомимой ткачихой. Немного подросшая дочь училась ткать у матери и бабушки и первый свой узор придумывала сама. Орнамент был отличительной особенностью каждой ткачихи. Женщины перенимали новые узоры друг у друга.

Многие индейские племена использовали и мандалы в различных ритуальных целях. Например, индейцы Кечуа плели травяные мандалы из так называемых растений силы и посвящали их духам, либо использовали для исцеления больных.

Индейцы Пуэбло и Навахо насыпали песчаные мандалы, создавая их для "исцеления больного ума и печального сердца".


Мандала Навахо

Индейцы Хопи тоже насыпали мозаики мандал из цветных порошков и украшали свои одежды маленькими подобиями вышитых и нашитых на одежду мандал.

Ритм смены времен года стал основой взгляда на мир, базирующимся на круге. Один из старейшин индейского племени Дакота, Черный Лось, так говорит о связи природы и человека в круге: "Все, что делает Сила Мира, она делает по кругу. Небо круглое, и я слышал, что земля тоже круглая, как мяч, и все звезды такие же. Ветер, когда он дует сильнее всего, закручивается спиралью. Птицы делают свои гнезда круглыми, их религия такая же, как и у нас. Солнце восходит и заходит по кругу. То же и луна. Даже времена года формируют большой круг, сменяя друг друга и всегда возвращаясь на свое место. Человеческая жизнь - это круг от детства до детства, и так везде, где движется сила».

Все техники и знания индейцев разных племен со временем соединились, и обереги получили общее название

Ojo de Dios

«Оjo de Dios» переводится, как "Божий глаз".
Христиане при изготовлении ojo de dios так же, как и индейцы, выражают молитвенную просьбу, чтобы "глаз бога" оберегал лично их или другого человека, для которого делается оберег, таким образом, мандала является физическим выражением молитвы о здоровье, успехе и долголетии другого человека.

Самые простые мандалы умеют плести и дети, американские скауты, например, учатся этому искусству. Наряду с рисунками и другими поделками детей, родители часто вешают мандалы в доме на видном месте, считая, что сделанная детскими руками мандала несет в дом благословение и что Бог следит за миром и оберегает семью через эти работы.

Мандалы в архитектуре и искусстве

В определённом смысле все сокровенные религиозные структуры имеют в своей основе мандалу: египетские и мексиканские пирамиды, храмы в Индии, пагоды Китая и Японии, палатки индейцев Северной Америки.
Многочисленные лабиринты символизируют долгий и трудный путь посвящения, стремление человека через все испытания и ошибки пройти к центру, найти себя.

Структура мандалы прослеживается в уральском Аркаиме, в английском Стоунхендже, в ацтекском Камне Солнца.


Аркаим с высоты птичьего полета

В 1987 году аркаимская долина на южном Урале должна была быть затоплена с целью создания водохранилища для орошения засушливой степи. Здесь, в самом сердце долины находились загадочные круги.
Археологам дали год, чтобы разведать местность на предмет ископаемых ценностей, и они нашли остатки города, где когда-то жила легендарная арийская раса.

На спасение Аркаима поднялась вся общественность. Руководитель уральской археологической экспедицией, кандидат исторических наук, зав кафедрой истории и этнографии Челябинского государственного Университета, Геннадий Борисович Зданович приехал в Москву. Рискуя своей карьерой и ученым именем он добился, чтобы строительство почти завершенной плотины на реке Большая Караганка было прекращено. Как говорит сам Геннадий Борисович - случилась вещь почти нереальная - остановилось многомиллионное строительство ради археологической находки! Это было настоящим вмешательством судьбы.

Аркаим являлся городом, храмом и астрономической обсерваторией. Он имел форму круга, наружным диаметром около 160 метров, в центре которого располагается площадь почти идеальной квадратной формы, примерно 25 на 27 метров.

Таким образом, схематично мы видим мандалу - квадрат, вписанный в круг. В древних космогонических текстах круг символизирует Вселенную, квадрат - Землю, наш материальный мир. Древний мудрый человек, прекрасно знающий устройство космоса, видел, как гармонично и естественно он устроен. И поэтому при строительстве города как бы заново создавал Вселенную в миниатюре.

Аркаим строился по заранее спроектированному плану как единый сложный комплекс, причем сориентированный на астрономические объекты с величайшей точностью. Рисунок, образованный четырьмя входами во внешней стене Аркаима, представляет собой свастику, направленную по Солнцу.

"Архитектура Аркаима ничуть не менее сложна, чем архитектура Крита. Аркаим - это 18 век до н.э., есть даты 20 в до н. э. Но мы сейчас придерживаемся более осторожных - 18-17 века до н.э. Это современники Крито-Микенской цивилизации, это среднее царство Египта, в общем, это очень далекая древность.

И, безусловно, это индоевропейцы, одна из древнейших индоевропейских цивилизаций. Вероятно, более конкретно, это одно из звеньев индоиранцев. И конечно, это та среда, то мгновение, о котором говорят как об арийской культуре. Это арии, с их корнями, с их культурой. И это безусловно мир Авесты, мир Вед, то есть это мир древнейших пластов индийских и иранских источников. Причем это очень глубокие пласты, самые-самые древние корни, т.е. это начало, это исток европейской философии и культуры» (Г.Б.Зданович).

В иранской мифологии укрепилась идея сочетания квадрата и круга.
Земля - шар - две чаши, слитые в сферу. Квадрат определяет стороны пространства. Поселение округлое, но круг состоит из квадратных домов. В центре квадратного дома - округлый очаг, семейная святыня. Геометрический стиль, как способ осмысления бытия, охватывает все сферы мироздания. Мандала воспринимается как союз неба и земли, как священный брак, порождающий Вселенную. Человеческое стремление к осмысленному образу жизни привело к пониманию "себя" как микрокосма. Поселение уподоблялось Вселенной.


Ацтекский камень солнца

Камень Солнца (исп. Piedra del Sol), иногда называемый ацтекским календарем, к которому сейчас приковано внимание в связи с датой смены эпох – 2012 годом - монолитный базальтовый диск с символическим изображением ацтекской космогонии и солнечного культа.
Камень Солнца - один из старейших памятников ацтекской культуры, датируемый примерно 1479 годом. Он находился в одном из храмов Темпло Майор.

После завоевания Мексики испанцами камень оказался погребенным под землей, где и оставался сокрытым до1790 года, когда был найден в центре Мехико. Первым исследователем камня был учёный Антонио де Леон-и-Гама, называемый отцом мексиканской археологии. В настоящее время камень занимает почетное место в ацтекском зале Национального музея антропологии, его изображение стало одним из символов ацтекской культуры и известно во всем мире.

Согласно мудрецам Анахуака (“окруженный водой” – древнее название Мексики) каждый период - это заново сотворенная раса людей. Она рождается, развивается, а затем уходит. Невежество и безрассудство человека, приводящее к катаклизму, символизируется четырьмя знаками стихий – землей, водой, воздухом и огнём. Последняя культурная волна племен, заселявших Анахуак - ацтеки. Ацтеки представляли свою эру как пятый период. Они полагали, что он должен вскоре завершиться большим катаклизмом, символизируемым Оллином, который означает вращение земли, изменение, движение, время великого переселения. После этого события должен начинаться новый период.

Теория развития периодов человечества – это Мандала человеческой культуры. Внутренний прогресс от золотой, через серебряную и бронзовую к современной железной стадии представлен в системе индийских “юг”: сатья, трета, двапара, и кали. Считается, что первая стадия каждого цикла самая длинная и совершенная, на каждой последующей положение постепенно ухудшается, длительность сокращается. В конце цикла наступает время великого и преобразования. Эти положения указывают на космический масштаб и глубину, к которым применима форма мандалы.

Средневековые европейские церкви часто использовали рисунок круглого лабиринта на плитках пола около входа. Эта мандала является представлением паломничества в святой город Иерусалим. Паломники молились, двигаясь на коленях от начала лабиринта, медленно продвигаясь внутрь по направлению к центру Нового Иерусалима. Чувствуется, что участие в подобном символическом путешествии помогало набожному христианину продвинуться ближе к мистическому Иерусалиму, который является метафорой объединения с Богом.


Окно-роза на центральном фасаде церкви Александра Невского в Петергофе, построенной в нео-готическом стиле

Круглые окна в готических соборах – тоже мандалы, они притягивают взгляд, неся в себе гармонию и вызывая благоговейный трепет.
Символ мандалы не только распространён гораздо шире, чем мандала как таковая, но практически универсален и как модель Вселенной, и как средство достижения глубин самосознания.

Мандалой по сути является икона «Спас в Силах» Андрея Рублева.


Андрей Рублев «Спас в Силах»

«О жизни своей мастер не оставил ни меты, ни знака; и столь глубоко он растворился своей жизнью в своем времени, что о нем ничего бытийного, ничего хроникального не смогли передать ни современники, ни его ученики; и все попытки исполнить жизнеописание гениального художника выливаются в описание его икон и фресок, городов и храмов, в которых он творил, в построение вероятных версий его деяний с предполагаемым участием тех или иных личностей, сохранившихся для отечественной истории более подробно и полно. Это удивительный, чисто русский феномен – раствориться в своих деяниях без какого-либо зримого осадка в материальном, тварном мире» (В. Аристов).

В христианской средневековой иконографии было принято изображение так называемой «мандорлы» (от итальянского mandorla — миндалина) сияния славы миндалевидной формы, среди которого в Византии, а еще чаще на западе изображались Христос, Богоматерь и святые.

Вначале этому сиянию давалась форма овала, вытянутого в вертикальном направлении; но в иконописи готической эпохи верхний и нижний концы мандорлы стали делать заостренными. Образ мандорлы, подобно ореолу, тесно связан с общеиндоевропейской концепцией духовности как света. Она распространена в христианской и буддийской иконографии.

Морфологически сходная с веретеном Великой матери и с волшебными прялками, мандорла фиксирует подъем и спад энергии, эволюцию и инволюцию, жизнь и смерть, соединяет мир противоположностей. Символизируя область всего существующего и охватывая противоположные полюсы, мандорла тем самым разделяет символическое значение с мандалой. Является она и символом вечного жертвоприношения, возрождающего творческую силу через потоки подъема и спада.
Желание поделиться своим опытом, научить и показать путь другим к такой же самореализации, вдохновило Хильдегард из Бингена, немецкую монахиню, настоятельницу монастыря в долине Рейна, жившую в 12 веке, создать мандалы, через которые Хильдегард выражала свое понимание Бога.


Хильдегард из Бингена «Древо жизни»

«Персидский пастух пристально вглядывается в ночное небо и видит закручивающийся спиральный рисунок звезд. Американский ребенок выбирает карандаш и радостно раскрашивает лист бумаги, снова и снова двигая по кругу руку и кисть. Скандинавский жрец Бога Солнца становится на мокрый песок и рисует круг вокруг своих ног. Индийский паломник благоговейно обходит вокруг памятника, отмечающий просветление Будды. Тибетский монах берет кисть в руку для того, чтобы начать утреннюю медитацию: рисование традиционного кругового рисунка. Немецкая монахиня переживает видение Бога как светящегося колеса. Что общего у этих абсолютно разных людей? Все они подтверждают неотразимое для человека очарование круга» (Сьюзан Финчер).

Создание мандал было для Хильдегард исцеляющим. Она начала свою работу, будучи серьезно больной. Когда она выразила свое творчество в писательстве и рисовании, симптомы ее болезни исчезли.

Comments

Хороший пост сделали. Спасибо.
Лично для меня мандала - как акт рождения человека. Он видит свет и движется сквозь теснину к нему, к новому Я. Медитация на Мандалу - постижение нового, очередного Я через впитывание нового Божественного. И так бесконечно, ибо движение к центру и есть Жизнь.
Спасибо за такой сокровенный отклик.